Расстройство аутистического спектра (РАС) — это тип неврологического расстройства и расстройства развития, которое начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всей жизни человека. В рамках этого проекта доктор Файез Табтах собрал данные о 1054 малышах, возраст которых был менее трех лет. Врач задавал их родителям закрытые вопросы с ответами по типу "да"/"нет". Эти вопросы были вопросами о поведении, и количество ответов "да" было суммировано и записано в колонку под названием Q chat 10 question. Если в этой колонке больше 3 "да", дети были классифицированы как дети с положительным РАС.

Наша роль в этом проекте заключается в использовании методов машинного обучения для диагностики РАС на основе данных доктора Табтаха.

Источник данных: Файез Табтах Кафедра цифровых технологий Технологического института Манукау в Окленде, Новая Зеландия

О WEB приложении

Веб-приложение позволяет определять с помощью машинного обучения прогноз наличия или отсутствия признаков РАС с аккуратностью прогнозирования 97%. Разработанная база данных на основе ввода ответов на вопросы определяет наличие или отсутствие РАС у ребенка до 3-х лет.

• Аутизм, также называемый расстройством аутистического спектра, – это разнообразная группа патологических состояний, обусловленных особенностями развития головного мозга.
• Признаки аутизма могут быть выявлены уже в раннем детстве, однако часто он диагностируется только в более позднем возрасте.
• Аутизм присутствует примерно у 1 ребенка из 100.
• Способности и потребности людей, страдающих аутизмом, могут быть разными и со временем меняться. Некоторые люди с аутизмом способны жить самостоятельной и продуктивной жизнью, другие же приобретают тяжелые формы инвалидности и нуждаются в пожизненном уходе и поддержке.
• Научно обоснованные социально-психологические меры вмешательства позволяют добиться улучшения навыков общения и социального поведения, что положительно влияет на благополучие и качество жизни людей с аутизмом и тех, кто ухаживает за ними.
• Уход за людьми, страдающими аутизмом, должен сопровождаться действиями на местном уровне и на уровне всего общества, с тем чтобы придать физической и социальной среде и взаимоотношениям более доступный, инклюзивный и благоприятный характер.

Введение

Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой целую группу различных состояний. Для всех из них характерны те или иные трудности с социальным взаимодействием и общением. К числу других особенностей относятся нетипичные модели действий и поведения, например трудности с переходом от одного вида деятельности к другому, сосредоточенность на деталях и нестандартные реакции на внешние стимулы.

Способности и потребности людей, страдающих аутизмом, могут быть разными и со временем меняться. Некоторые люди с аутизмом способны жить самостоятельной и продуктивной жизнью, другие же приобретают тяжелые формы инвалидности и нуждаются в пожизненном уходе и поддержке. Аутизм часто негативно отражается на возможностях получения образования или трудоустройства. Кроме того, для членов семей людей, страдающих аутизмом, обязанности по уходу и поддержке часто могут быть источником значительных трудностей. Отношение общества и уровень поддержки со стороны местных и национальных органов власти, являются важными факторами, определяющими качество жизни людей с аутизмом.

Признаки аутизма могут быть выявлены в раннем детстве, однако это состояние часто диагностируется на гораздо более поздних стадиях.

Люди с аутизмом часто имеют сопутствующие патологические состояния и заболевания, включая эпилепсию, депрессию, тревожность и синдром дефицита внимания и гиперактивности, а также поведенческие нарушения, такие как нарушения сна или склонность к самоповреждению. Уровень интеллектуальных способностей людей, страдающих аутизмом, варьируются в широком диапазоне от серьезнейших когнитивных нарушений до высокого уровня интеллекта.

Эпидемиология

По оценкам во всем мире аутизм присутствует примерно у 1 ребенка из 100 (1). При этом, речь идет о среднем показателе, и показатели распространенности аутизма, регистрируемые по данным различных исследований, варьируются в широком диапазоне. Тем не менее, согласно результатам некоторых авторитетных контролируемых исследований, реальные цифры гораздо выше. Распространенность аутизма во многих странах с низким и средним уровнем дохода неизвестна.

Причины

Имеющиеся научные данные указывают на множество факторов, которые могут повышать вероятность развития аутизма у детей, в том числе факторы окружающей среды и генетические факторы. Имеющиеся эпидемиологические данные не позволяют установить наличие причинно-следственной связи между аутизмом и вакцинацией от кори, паротита и краснухи. В прошлых исследованиях, в которых указывалось на наличие такой причинно-следственной связи, было обнаружено множество методологических проблем (2), (3).

Точно так же не существует фактов, которые свидетельствовали бы о том, что какая-либо детская вакцина может повысить риск развития аутизма. Обзоры фактических данных о потенциальной связи между консервантом тиомерсал и адъювантами алюминия, содержащимися в инактивированных вакцинах, и риском развития аутизма убедительно свидетельствуют о том, что вакцины не приводят к повышению уровня этого риска.

Оценка потребностей и организация ухода

Целый комплекс мер вмешательства, принимаемых начиная с раннего детства и на протяжении всей жизни, может способствовать оптимальному развитию, благополучию и повышению качества жизни людей с аутизмом. Своевременные научно обоснованные психосоциальные вмешательства в раннем возрасте могут улучшать способность детей с аутизмом эффективно общаться и взаимодействовать с окружающими. Рекомендуется проводить мониторинг развития детей в рамках планового оказания медицинской помощи матерям и детям.

Важно, чтобы сразу после постановки диагноза дети, подростки и взрослые, у которых выявлен аутизм, и те, кто осуществляет уход за ними, имели доступ к необходимой информации, направлялись к специалистам и получали практическую поддержку с учетом их индивидуальных постоянно меняющихся потребностей и предпочтений.

Потребности людей с аутизмом в медицинской помощи имеют комплексный характер, в связи с чем эти люди нуждаются в оказании комплексных услуг, включая содействие укреплению здоровья, уход и реабилитационные услуги. Пожтому важно обеспечение сотрудничества с другими секторами, в частности с системой образования, сферой занятости и социальным сектором.

Вмешательства для помощи людям с аутизмом и другими нарушениями развития должны планироваться и осуществляться при участии самих людей, страдающих такими заболеваниями. Уход за людьми, страдающими аутизмом, должен сопровождаться действиями на местном уровне и на уровне всего общества, с тем чтобы придать физической и социальной среде и взаимоотношениям более доступный, инклюзивный и благоприятный характер.

Заполните форму ниже и получите результат






















Невролог ставит моему ребенку расстройство аутистического спектра, но не четкий диагноз, а под вопросом. Когда, в каком возрасте это расстройство обычно проходит?
Расстройства аутистического спектра – это не быстро проходящая болезнь, а особенности развития. Ребенок с РАС вырастет, и станет взрослым с РАС, с годами диагноз не снимут. РАС затрагивает всю личность ребенка. Однако это не повод опускать руки. Раннее развитие, индивидуальные занятия со специалистами, выполнение назначений врачей дадут хороший результат. Ваш ребенок требует чуть больше внимания, чем остальные дети, но он так же растет, развивается и учится жить счастливо, несмотря на особенности в поведении.

Есть ли у моего ребенка аутизм?
При возникающих проблемах или подозрениях у родителей на нарушения в развитии детей, семья может обратиться либо в центры ранней помощи (если таковые имеются в регионе), либо в центры психолого-медико-социального сопровождения для проведения скрининговой диагностики на выявление риска развития РАС. Некоторые скрининговые методики могут использовать как специалисты, так и родители без специальной подготовки. Следует помнить, что скрининговые методики не являются основанием для постановки диагноза. Более того, никто, кроме врача-психиатра не имеет права ставить диагноз.

Так, например, для детей младшего возраста (от 16 до 30 месяцев) удобно использовать Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей (M-CHAT-R/F; Robins, Fein, Barton).
Для детей 2-4 лет обычно применяется Рейтинговая шкала аутизма у детей - CARS (Childhood Autism Rating Scale, Schopler E., Reichler R.J., DeVellis R.F, Daly K.). Далее, если риск выявляется, то необходимо обращаться к врачу-психиатру для уточнения диагноза и получения лечения. Дополнительно рекомендуем познакомиться с диагностическими критериями расстройств аутистического спектра согласно пятому изданию Диагностического и статистического руководства по психическим болезням (DSM-5).

Опасаемся, что у ребенка РАС – почти не играет в обычные игрушки для своего возраста. Не знаем, чем занять, что купить и к врачу идти боимся.
Если вы считаете, что развитие ребенка не соответствует нормам – не надо бояться обращаться к специалистам. Возможно, ваши опасения беспочвенны и период равнодушия ребенка к игрушкам скоро пройдет. Если же проблема существует, и врач это подтвердит, то чем раньше вы начнете корректировать развитие малыша, тем лучше.
Посмотрите на игры глазами ребенка. Обратите внимание на игрушки – оставляют ли они пространство для фантазии, вызывают интерес, не издают ли резкие звуки? Посмотрите на количество – обилие игрушек не оставляет времени на вдумчивое использование, ребенок рассеивает внимание, переходя от одной яркой штуки к другой. Предлагайте малышу нестандартные предметы для игры, материалы для творчества, включайтесь в процесс сами. Покажите, как можно использовать мячик, машинку, куклу, сделайте это повторно вместе с ребенком. Познакомьте ребенка с другими детьми-сверстниками, понаблюдайте за их совместными играми, может быть, ребенку нужны не новые машинки, а новые друзья?

У маленькой племянницы РАС, почти ничего не ест, очень худая. Это из-за аутизма или есть еще причина какая-нибудь? Чем-то можем ей помочь?
У деток с расстройствами аутистического спектра действительно могут быть особые требования к еде. Неоднородная консистенция блюда, влажные фрукты без кожуры, блюдо с гарниром в одной тарелке, липкая поверхность выпечки – все это может раздражать ребенка. Попробуйте суп-пюре, гарнир и котлету класть в разные тарелки и предлагать по очереди, не смешивая. Если ребенок отказывается от фруктов – возможно, ему неприятно их трогать. Выход прост – режьте на кусочки и предлагайте есть ложкой или нанизывая на вилку. Густые кисели можно заменить жидким компотом, соком. Поменяйте температуру подаваемого блюда – кто-то отказывается от горячего, но ест почти остывшее. Заведите пищевой дневник, отмечайте в нем то, что ребенок с охотой кушает и записывайте отдельно то, от чего категорически отказывается. Дневник пригодится в том случае, если с ребенком будет сидеть бабушка или тетя, которые не знают всех пищевых предпочтений малыша. Там же можно помечать и продукты, на которые возникает аллергия. Не пугайтесь, если на какое-то время ребенок перейдет на монодиету и будет есть только, скажем, картофельное пюре. Сообщите об этом педиатру, подберите витамины, чтобы не обеднять питание. А детям на такой период можно предлагать игры с едой – так больше шансов, что другие продукты «попадут в ребенка», монодиета закончится, и малыш подружится с каким-то новым блюдом.
Не пренебрегайте и обращением к специалистам. Возможно, худоба ребенка вызвана гастроэнтерологическим заболеванием, гельминтозом, проблемами пищеварения и никак не связана с аутистическими особенностями.

Слышала, что сейчас с аутизмом рождается, чуть ли не каждый третий ребенок. Расскажите, что это за болезнь?
Аутизм не является болезнью в общепринятом смысле этого слова, и вылечиться от нее таблетками невозможно. Это особое состояние, отклонение от обычного развития, касающееся всех сфер жизни ребенка. В разной степени дефицитны у таких детей: самоконтроль, самоорганизация, эмпатия – то есть сопереживание чужим эмоциям, образовательные способности, трудовые и игровые навыки, коммуникация с другими людьми. Несмотря на это, дети с аутизмом остаются детьми – их можно научить многому, приложив некоторые усилия. Они также любят маму и мороженое, просто выразить это привычным способом у них получается не всегда. Считать людей с РАС или аутизмом неполноценными в чем-то – нельзя. Они испытывают тот же спектр эмоций, что и мы с вами, но не всегда показывают это обычным способом. Они дружелюбны, но большая компания их напрягает. Они дееспособны в быту, им просто требуется чуть больше движений и определенный порядок в вещах.

Как понять, что у ребенка аутизм?
Обычно, диагностирование расстройства аутистического спектра возможно уже в возрасте двух лет. В этом возрасте нарушения становятся достаточно явными. Хотя первые признаки расстройства могут быть заметны еще раньше. Если родители сомневаются, то лучше обратиться к врачу.
Рекомендуем родителям сверяться с нормами развития, которые установлены медиками. Конечно, у каждого ребенка свой темп развития, но в целом, если ваш ребенок на каждом этапе развития осваивает те или иные навыки, скорее всего, у него нет признаков РАС.

Для маленьких детей важна индивидуальная работа, а в чем польза групповых занятий?
Бесспорно, индивидуальные занятия очень важны. Но также для детей младшего возраста полезны групповые занятия. Ваш ребенок не только участвует в игре, но и учится взаимодействовать с другими, привыкает находиться в коллективе. Чаще всего наблюдая за другими детьми, ребенок успешно приобретает самостоятельные навыки. Но при этом важно, чтобы каждому малышу был обеспечен индивидуальный подход — дети уникальны с самого начала и развиваются своими темпами.